ШРУС: что это такое
Аббревиатура ШРУС расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей. Деталь еще называют гранатой – из-за ее внешнего сходства с данным боеприпасом. «ШРУС как работает для чайников» - очень популярный вопрос, который не раз слышал каждый автослесарь от владельца авто во время ремонта. Все просто: посредством шарнира происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса. Деталь ответственна не только за приведение колес в движение, но и за управление ими. Соответственно, при поломке ШРУС ехать дальше попросту не получится – автомобиль встанет, и не поможет даже буксировка.
Деталь состоит из обоймы с канавками и корпуса. В канавках ходят шарики, обеспечивающие жесткую сцепку составных частей элемента друг с другом. С одной стороны ШРУС соединяется со ступичным подшипником, с другой – с дифференциалом. Благодаря такой конструкции и расположения граната обеспечивает неразрывность ходовой.
ШРУС относится к категории силовых деталей, на которые оказывается интенсивное воздействие в ходе эксплуатации автомобиля. Элемент нуждается в смазке, защите от внешних факторов. Для этого он заключен в специальный резиновый или пластиковый пыльник, внутри которого находится смазка. Срок службы гранаты напрямую зависит от целостности данного чехла.
Распространенные причины поломок ШРУС
Коварство гранаты заключается в том, что часто она выходит из строя внезапно. Основными причинами поломки являются:
- Негерметичные пыльники. В ходе эксплуатации в них появляются разрывы, трещины. Внутрь элемента попадает пыль, грязь, мелкие камешки, в результате чего ШРУС начинает хрустеть и в итоге ломается.
- Экстремальная манера вождения. Чрезмерные нагрузки на автомобиль ускоряют износ всех его элементов, в том числе гранат.
- Чип-тюнинг. Очень популярная сегодня услуга, которая также резко негативно сказывается на шарнирах. Мотор автомобиля разгоняется, и штатные приводы просто не справляются с повышенными нагрузками.
- Неправильный монтаж. Здесь часто причина кроется в цене детали. Когда водитель видит, сколько стоит оригинальный пыльник – а обычно стоимость довольно высока для небольшой детали – начинается самодеятельность. Автовладельцы приобретают в интернете б\у или поддельные детали. Форумы пестрят сообщениями из разряда «а вот фото и цены пыльника, который я поставил на свой автомобиль – дешево и сердито». На практике такие эксперименты могут дорого обойтись.
Частые поломки детали
Помимо порванного пыльника, в ШРУС могут случиться следующие неисправности:
- Выработка шариков качения. Это случается либо из-за агрессивной манеры вождения, либо в результате естественного износа.
- Выработка на шлицевой части. Причины те же: чрезмерные нагрузки или старение металла.
- Выработка в игольчатом подшипнике. Чаще всего это происходит в результате износа.
- Износ опорного подшипника качения. Рано или поздно элемент изнашивается.
- Срез или облом шлицевой части. Причины поломки – покупка некачественного ШРУСа или внесение изменений в конструктивные особенности автомобиля.
- Разрушение кольца. Со временем оно ржавеет и попросту трескается. В зависимости от конструкции гранаты его можно заменить отдельно или необходима полная замена ШРУСа.
Признаки неисправности
Существует несколько предупреждающих знаков, свидетельствующих о том, что граната вот-вот выйдет из строя. К ним относятся:
- Следы смазки на краях шины. Даже если их там совсем немного, это может свидетельствовать об износе пыльника ШРУС. Если обратиться в сервисный центр на данном этапе, можно избежать полной замены детали, ограничившись лишь установкой нового пыльника.
- Треск, шум при поворотах. Когда вы поворачиваете рулевое колесо, нетипичные звуки будут свидетельствовать о неисправности гранаты. Шум часто усиливается при езде назад.
- Неровная езда. Если при движении по прямой дороге с нормальным покрытием автомобиль подскакивает, его ведет в сторону – скорей всего, ШРУС вышел из строя.
- Вибрации. Изношенный шарнир не сможет правильно балансировать ходовую во время движения. Поэтому при езде будут ощущаться вибрации.
- Стук во время езды. Если шарнир равных угловых скоростей изнашивается, он начинает издавать характерные стуки. Они могут исходить от внутреннего или внешнего ШРУС – в зависимости от привода.
Что делать при наличии признаков поломки
Оценить состояние ШРУС можно визуально. Чаще всего при поломке деталь деформирована, что видно невооруженным глазом. В этом случае требуется срочный ремонт, ведь на ходовую приходится повышенная нагрузка, что ускоряет ее износ.
При наличии у вас должных навыков и знаний, специализированного инструмента можно провести замену самостоятельно. Но если вы не разбираетесь в сфере автомеханики, лучше доверить данную задачу специалистам.
Отправляйтесь в сервисный центр, специалисты которого проведут комплексную диагностику и оценят состояние гранаты. Возможно, можно будет обойтись одним ремонтом детали, без замены. Если же потребуется менять ШРУС, мастера подберут наиболее подходящий вариант с учетом планируемого бюджета. Доверяйте машину профессионалам, чтобы водить уверенно и безопасно.