Зачем нужен ручник
Стояночный тормоз – элемент тормозной системы машины, отвечающий за ручную блокировку колес и обеспечение неподвижного состояния автомобиля. Вот основные функции, которые выполняет исправный ручник:
- обеспечение устойчивости транспортного средства во время стоянки в местах со сложным рельефом, на склонах, подъемах;
- осуществление экстренного торможения при необходимости такового;
- вхождение в управляемый занос – в случае, если есть соответствующие навыки;
- полноценная замена ножного тормоза в случае его поломки во время движения.
Когда требуется регулировка ручника
Помимо обязательной регулировки в установленные сроки, она может потребоваться и в других ситуациях:
- стояночный тормоз больше не выполняет свою задачу должным образом – он «не держит», ход тормозного рычага значительно увеличился;
- производилась замена тормозных колодок;
- вы меняли тормозные барабаны;
- проводилось вмешательство в систему тормозных колодок;
- менялся тормозной трос в стояночном тормозе;
- регулировочное приспособление снималось и монтировалось обратно.
Как видите, практически любое вмешательство в тормозную систему транспортного средства требует регулировки ручника. Очень важно следить за корректным функционированием данного узла, ведь в нужный момент исправный стояночный тормоз может в прямом смысле спасти вашу жизнь.
Почему стояночный тормоз ослабляется
Ручник может не работать должным образом по нескольким причинам:
- Изношенные задние тормозные колодки. Данная поломка сопровождается соответствующим звуком в процессе торможения. Здесь одной регулировкой не обойтись – необходимо менять колодки.
- Некорректно отрегулирован стояночный тормоз. В данной ситуации достаточно просто подтянуть регулировочный болт.
- Трос заклинил в оболочке. Проблема возникает в результате попадания внутрь узла влаги и образования ржавчины, которая препятствует свободному движению элемента. Ремонт – либо смазывать и разрабатывать трос, либо менять его на новый, что предпочтительней.
- Обрыв тросика. Решение проблемы единственное – замена.
- Попадание на поверхность накладок загрязнений различного характера. Такая неисправность возникает в результате регулярных поездок в условиях осадков. Колодки необходимо чистить от налета вручную.
- Попадание на колодки масла или тормозной жидкости. Проблема возникает в результате течи одного из рабочих цилиндров. Устранение неисправности – ремонт неисправного узла, чистка или замена колодок.
Как проверить состояние узла самостоятельно
Существует 3 способа проверки корректности функционирования стояночного тормоза:
- Поставьте машину на горку, приемлемый уклон – порядка 25 градусов. Затем остановитесь, поднимите стояночный тормоз вверх, включите нейтральную передачу и уберите ногу с педали торможения. Если автомобиль останется стоять на месте и не покатится вниз – значит, ручник работает корректным образом и в регулировке не нуждается.
- Если никакой горки поблизости нет, можно проверить стояночный тормоз другим методом. Остановите автомобиль, поднимите ручник до упора, включите нейтральную передачу. Выйдите из машины и попробуйте ее толкнуть, приложив достаточно усилий. Если она даже на пару сантиметров сдвинется с места – значит, ручник нуждается в регулировке.
- Остановите автомобиль, но не глушите двигатель. Затяните стояночный тормоз до отказа, включите первую передачу и медленно отпустите сцепление. При корректно работающем ручнике мотор машины должен заглохнуть. Если же стояночный тормоз нуждается в регулировке, автомобиль начнет медленно катиться вперед.
Можно ли отрегулировать систему самостоятельно или лучше обратиться к специалистам?
Регулировка стояночного тормоза на всех автомобилях осуществляется аналогичным образом. Конструкция очень проста, поэтому нет разницы, на какой машине нужно подтягивать ручник – на Mazda 6, на Рено Логан, на Весте, Газели, Гранте, Рено Дастер 4*4, Киа Спортейдж 4, Ниссан Х-Трейл Т31, Шевроле Лачетти или сотнях других автомобилей. Также нет разницы, полный привод у машины или неполный – регулировка проводится одинаково.
Кажется, будто процедура предельно проста и вмешательства специалистов не требуется. Однако на деле у каждого автомобиля есть индивидуальные конструктивные особенности. Также при регулировке следует учитывать и другие нюансы, среди которых – возраст транспортного средства. Кроме того, в ходе корректировки работы стояночного тормоза могут обнаружиться сопутствующие поломки, требующие ремонта. Поэтому лучше доверить заботу о собственной безопасности профессионалам. Тем более, регулировка стояночного тормоза стоит совсем недорого и не занимает много времени.