Что говорят ПДД
Согласно действующим ПДД, прямого запрета на прогрев двигателя на дворовой территории многоквартирного дома нет. Однако он вытекает из сочетания двух факторов.
Первый – запрет на стоянку с работающим двигателем в жилой зоне. В свою очередь стоянка – это преднамеренное прекращение движения автомобиля на время более 5 минут по любым причинам, кроме посадки\высадки пассажиров, погрузки\разгрузки. Соответственно, прогрев автомобиля на месте продолжительностью дольше 5 минут считается стоянкой с работающим двигателям. А правила это запрещают.
Но это вовсе не значит, что разрешено греть машину на придомовой территории меньше 5 минут. Формально стоянка начинается не с того момента, когда водитель утром пришел и запустил мотор, а через 5 минут после того, как вечером предыдущего дня он оставил машину и пошел домой. Согласно этому правилу, водитель должен уехать сразу же после запуска двигателя, и прогрев на придомовой территории не разрешается.
Важные нюансы
Вышеперечисленные правила имеют не одну лазейку. Здесь сталкиваются интересы двух заинтересованных сторон – жильцов, которые не хотят слушать звуки рычащих машин по утрам, и водителей, которым в холодное время года нужно хоть немного прогревать машину.
Автовладелец, который хочет во что бы то ни было прогреть автомобиль перед поездкой, может принципиально упереться в правовые нюансы. Элементарный пример – в правилах не указано, какой конкретно должна быть длительность движения перед остановкой. Таким образом, водитель может проехать 1-2 метра, остановиться, и в этот момент совершается новая остановка, с начала которой можно стоять со включенным двигателем 5 минут. Таким образом можно передвигаться по двору сколько угодно времени, пока мотор не прогреется – и формально правила не будут нарушены.
Еще одна лазейка – содержимое багажника. Остановка в целях погрузки либо выгрузки транспортного средства не считается стоянкой. Соответственно, с юридической точки зрения, если водитель заведет мотор, откроет багажник, начнет выкладывать из него содержимое и складывать обратно, то он имеет полное на это право.
В каком случае можно столкнуться с проблемами
Садясь за руль автомобиля утром, не нужно с опаской оглядываться по сторонам и ждать, что из-за угла выйдет инспектор ГИБДД с секундомером, который кропотливо считал, сколько минут вы прогревали машину. Обычно проблема возникает из-за жалоб людей, под окнами которых прогревают авто.
Важно понимать: претензии жильцов законны и обоснованы. Если человек снимет на видео, что вы прогреваете авто дольше 5 минут, и приложит файл к жалобе в ГИБДД, она может быть удовлетворена. В этом случае велика вероятность получения штрафа.
Размер штрафной санкции зависит от региона. Нарушение, совершенное в Санкт-Петербурге или Москве, наказывается штрафом в размере 3000 рублей. Во всех остальных регионах России штрафная санкция составит 1500 рублей. Как видите, длительный прогрев автомобиля в жилой зоне может дорого обойтись.
Юридические аспекты
Все написанное выше – буквальное прочтение ПДД. Но с юридической точки зрения с подобным подходом согласиться нельзя. Есть 2 важных нюанса:
- С точки зрения закона, водитель является таковым, пока он является участником дорожного движения. Когда автовладелец остановился в разрешенном месте, поставил авто на стояночный тормоз, забрал ключ зажигания и закрыл машину, он исключает себя из дорожного движения. С этого момента водитель больше таковым не является. Одновременно с этим заканчиваются и все связанные события, в том числе стоянка, поскольку у нее нет субъекта. Получается, в момент, когда водитель утром заводит машину, отсчет стоянки начинается заново, и у него есть законные 5 минут для прогрева.
- Жилая зона – это дворы и междворовые проезды. Двор – это территория жилых домов, объединенных общим пространством. Если автомобиль стоит за пределами двора, а на въезде в микрорайон отсутствует знак «Жилая зона», водитель может греть автомобиль столько, сколько посчитает нужным. Согласно данному фактору, если подъезды жилого дома выходят на улицу, а не во двор, автовладелец имеет полное право стоять с работающим двигателем неограниченное количество времени. С юридической точки зрения никаких претензий к нему быть не может.
- Еще один момент – ГОСТы, касающиеся технических регламентов «О безопасности колесных транспортных средств». Летом водитель может завести машину и сразу поехать – автомобиль будет соответствовать всем законодательным требованиям. А вот зимой все гораздо сложнее. Если начать движение без прогрева, машина поедет с большим трудом, что представляет опасность для других участников дорожного движения.
В государственных стандартах прямо прописаны условия подготовки двигателей к принятию нагрузки. Проще говоря, процедура прогрева двигателя в холодное время года является обязательным условием для начала движения.
Как долго прогревать двигатель? Четкого хронометража нет. Есть требования к крутящему моменту двигателя, но в бытовых условиях его никак не измерить. Поэтому следует придерживаться правила: начинать движение можно, если при прогреве мотор реагирует на движение педалью акселератора.
Соответственно, с юридической точки зрения водитель имеет законное право прогревать машину в течение 5 минут со включения двигателя при условии, что автомобиль был припаркован в разрешенном месте, и водитель не нарушил никаких правил.