Что говорит закон
Действующее законодательство содержит следующие предписания:
- запрет на управление транспортным средством, укомплектованным шинами с шипами противоскольжения, в летний период – июнь, июль, август;
- запрет на управление транспортным средством, не укомплектованным шинами с шипами противоскольжения, в зимний период – декабрь, январь, февраль.
Сроки запрета могут быть увеличены региональными органами управления в зависимости от погодных условий.
Отдельно стоит отметить, что законодательство не предусматривает ответственности за несвоевременное «переобувание» авто. В КоАП РФ попросту нет соответствующей статьи. В ПДД требования также до сих пор не включены и не являются обязательными. Соответственно, штрафа за езду на несоответствующих сезону шинах тоже нет. Установленные регламентом периоды носят рекомендательный характер.
Но это не значит, что «переобувать» машину не нужно. В первую очередь это – вопрос собственной безопасности водителя.
Как понять, когда нужно сменить резину на зимнюю
В этом вопросе нужно ориентироваться по прогнозам погоды и текущей температуре воздуха. Например, в 2020 году в Москве впервые была зафиксирована минусовая температура 9 ноября, в 2019 году – 29 октября, в 2018 – 17 октября. Если вы проживаете в средней полосе России и не хотите рисковать, меняйте резину в конце октября - начале ноября.
Рекомендация экспертов касательно смены резины с летней на зимнюю – когда среднесуточная температура достигнет +5 градусов по Цельсию. Этот совет аналогичен для разных регионов России. Он действует как в Крыму, так и в СПБ, в Екатеринбурге, в Ростове на Дону, Новосибирске и других городах.
Кстати, на многих современных иномарках при фиксации приборами температуры +4 градуса на панели загорается соответствующее уведомление, сопровождающееся звуковым сигналом. Это значит, что необходимо «переобуть» автомобиль.
Специалисты дают еще несколько рекомендаций:
- Передвигаться в городах, если вы не планируете выезжать на трассу, на летней резине можно до первых заморозков. Конечно, лучше перестраховаться и сменить резину своевременно. Но если по какой-то причине нет такой возможности, допускается аккуратное вождение в пределах города на летних шинах до первых морозов.
- Если вы планируете отправляться в путешествие по местности, где рельеф предполагает резкие перепады высот, затяжные спуски или подъемы, лучше перейти на зимнюю резину заранее, даже если температура воздуха еще не опустилась до рекомендованных показателей.
И помните: к зимним колесам нужно привыкнуть. Многие водители меняют резину по факту, когда гололед, как всегда, нагрянул «неожиданно». Но до такого лучше не доводить: управляемость автомобиля на летней резине по скользкому дорожному полотну оставляет желать лучшего. Зимние колеса дают драгоценные секунды маневра, позволят вовремя затормозить и среагировать на движение другого водителя, преодолеть крайние метры крутого подъема и т.д.
Почему летом нельзя ездить на зимней резине
Все виды резины, существующие на авторынке, можно условно разделить на 3 категории:
- летние – могут использоваться с марта по ноябрь;
- зимние шипованные – могут использоваться с сентября по май;
- зимние нешипованные – могут использоваться круглый год.
Это данные, указанные в техническом регламенте. Некоторые водители хотят сэкономить и круглый год ездить на зимних нешипованных шинах. Но делать этого нельзя по следующим причинам:
- зимняя резина намного мягче летней, поэтому гораздо быстрее изнашивается под воздействием высоких температур окружающей среды и дорожного полотна;
- зимние шины не обладают такими же ударопрочными характеристиками, как летние;
- физические особенности зимней резины не предусматривают воздействие высоких температур, поэтому вы рискуете получить разрыв колеса прямо во время движения автомобиля, что с высокой долей вероятности приведет к ДТП.
Когда менять шины на летние
Рекомендации касательно замены зимней резины на летней аналогичны «переобуванию» авто на шипованные шины. Возвращаться на летние колеса нужно, когда среднесуточная температура превышает 5 градусов по Цельсию. Будьте внимательны: лучше остаться на зимней резине, если по прогнозу погоды планируются ночные заморозки. Опытные автомобилисты меняют зимние шины на летние, когда на улице устойчивые 5 градусов и выше.
Как правильно менять резину
Есть два варианта «переобувания» авто: иметь колеса в сборе или каждый сезон осуществлять шиномонтаж. Автомобилисты активно спорят по этому поводу. Одни утверждают, что регулярная смена резины вредит бортовой зоне и корду боковины, увеличивая вероятность поломки одного из важных узлов машины. Такие водители уверены, что дешевле и проще иметь комплект готовых дисков (когда шина уже смонтирована на колесо) и менять их по мере необходимости.
Возможно, в таком подходе есть рациональное зерно. Но эксперты утверждают, что в сезонном шиномонтаже нет ничего криминального. Главное – обращаться в надежный сервис, мастера которого обладают достаточным опытом и квалификацией для безопасного проведения процедуры.
Кстати, далеко не у всех автовладельцев есть, где хранить один вид резины в период эксплуатации второй. Сегодня многие сервисы предлагают услугу хранения покрышек и готовых дисков во время, когда они не используются. А когда придет время «переобувать» машину обратно, водитель приезжает в автосервис и быстро проходит процедуру. Очень удобно!