Норма потери антифриза
Считается, что емкость с охлаждающей жидкостью является герметичной – как на ВАЗ 2114 или Ладе Калине, так и на дорогостоящих иномарках. Отчасти это правда. Но система охлаждения не является настолько герметичной, чтобы из нее вовсе не испарялась жидкость. Согласно действующим нормам, потеря антифриза в объеме 200-300 г за пару лет езды на автомобиле находится в пределах допустимого. Но вот если в ходе каждого ТО обнаруживается такая потеря, необходимо искать, в чем заключается проблема.
Куда может уходить антифриз
Можно выделить несколько причин, по которым уменьшается количество охлаждающей жидкости. Рассмотрим основные:
- Автомобиль остывает. Водителю может показаться, что уровень антифриза снижается, но на самом деле все в порядке. Это – простой закон физики: при охлаждении объем предметов (жидкостей в том числе) уменьшается. В данном случае нет поводов для беспокойства, ведь при достижении рабочей температуры объем антифриза вернется к исходному.
- Испарение воды при работе. Причиной такого явления могут быть трещины в крышке или корпусе расширительного бачка.
- Повреждение трубок, шлангов или места их соединения. Причиной такого явления может быть поломка крепежа между радиатором и трубками системы. В этом случае для диагностики неисправности нужно подложить картонку под автомобиль во время стоянки – на ней обязательно останется пятно, если речь идет об утечке.
- Проблемы с радиатором отопления. Такая поломка будет сопровождаться запотеванием лобового стекла, намоканием коврика перед передним пассажирским сиденьем, появлением конденсата в области разъема.
- Смешивание антифриза с маслом. В этом случае при запуске двигателя из выхлопной трубы будет ощущаться характерный сладковатый запах. Еще один признак такой поломки – интенсивный белый дым.
Как обнаружить поломку
Антифриз может потечь как в мотор, так и в салон. Здесь нужно уточнить: чаще всего жидкость течет на холодном моторе. Если утечек не видно на горячем двигателе – это не значит, что на холодном их не будет. Многие автосервисы грешат тем, что проверяют только теплый мотор, не обнаруживают никаких утечек и отпускают водителя восвояси. Так делать нельзя: проверять ДВС обязательно нужно дважды.
Есть основные способы обнаружить утечку антифриза:
- С помощью специальной флуоресцентной добавки. Это вещество, которое светится в ультрафиолетовом свете. Его необходимо добавить в антифриз, некоторое время поэксплуатировать автомобиль, а затем с помощью УФ-фонарика проверить все детали системы охлаждения. Место утечки будет видно сразу. Только помните: после такой манипуляции антифриз нужно полностью менять, предварительно промыв систему.
- С помощью повышенного давления, нагнетаемого компрессором. Такой метод обычно используется в автосервисах. Важно провести процедуру дважды: на горячем моторе утечку может быть не видно.
- Проверить крышку расширительного бачка. От ее исправности во многом зависит работа системы охлаждения. Сделать это самостоятельно невозможно: необходим специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. В установке создается сначала избыточное давление, потом разрежение. Показатели фиксируются и сверяются с цифрами производителя.
Антифриз уходит, а под машиной сухо
Такая ситуация встречается довольно часто. Ее причина – утечка антифриза в масло. В таком случае его уровень в баке будет регулярно снижаться, но наружу жидкость не вытекает. В старых автомобилях причиной такого явления может стать прокладка ГБЦ. В случае ее прогорания охлаждающая жидкость будет утекать в цилиндры.
В новых автомобилях слабое место – теплообменник. В нем текут масло и антифриз в непосредственной близости друг от друга. В случае неисправности теплообменника охлаждающая жидкость может смешаться с маслом. Это чревато серьезными поломками для автомобиля.
Чтобы диагностировать проблему, первым делом нужно оценить состояние масла и антифриза внешне. Охлаждающая жидкость не должна иметь в себе никаких отложений. Масло также должно быть однородным. Если выяснилось, что антифриз смешивается с маслом, нужно устранять причину проблемы, а также в обязательном порядке полностью менять обе жидкости в автомобиле.
Можно ли стабилизировать уровень антифриза
Водитель должен следить за уровнем охлаждающей жидкости, проверяя данный показатель хотя бы раз в неделю, а не только во время планового ТО или при подозрении на утечку. Это – первое правило, которое поможет своевременно заметить неисправность и устранить ее, избежав более серьезных проблем.
Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут контролировать уровень антифриза:
- Вовремя меняйте помпу в системе охлаждения. Делать это нужно каждую вторую замену ремня, даже если на детали визуально не видно никаких повреждений. В данном случае лучше перестраховаться.
- Контролируйте состояние пробки расширительного бачка. Это важно, если вы хотите, чтобы система охлаждения функционировала исправно.
- Заливайте только тот тип антифриза, который рекомендован производителем авто. Не обязательно покупать оригинальный продукт – можно купить хороший аналог европейского бренда с идентичными характеристиками. Также не стоит смешивать разные марки антифриза.
А если жидкость все-таки течет, необходимо обратиться в надежный сервисный центр. Мастера обнаружат причину проблемы и эффективно устранят ее.