От чего зависит износ тормозных дисков
К сожалению, бесконечных деталей не существует – все узлы автомобиля в той или иной мере подвергаются износу. Это касается и тормозных колодок. Срок их эксплуатации напрямую зависит от следующих факторов:
- Корректность функционирования тормозной системы – любые проблемы в механизме провоцируют ускоренный износ дисков;
- качество самой детали – некоторые изготавливаются из сомнительных сплавов, которые не выдерживают даже базовых нагрузок;
- масса машины – чем крупнее ТС, тем сильнее нагрузка на диски при торможении, соответственно изнашиваются они быстрее;
- стиль вождения – при частых разгонах, торможениях, резких поворотах и других маневрах деталь быстрее выйдет из строя;
- сезонность – грязь, снег, вода, химические реагенты снижают ресурс запчасти;
- качество тормозных колодок – чем они мягче, тем дольше прослужит диск;
- износостойкость – важный параметр, от которого зависят эксплуатационные характеристики детали;
- тип коробки передач – на механике диски служат дольше, ведь там можно притормозить за счет двигателя, а на автомате вся нагрузка ложится именно на тормозную систему.
Признаки неисправности тормозных дисков
Стандартно срок службы тормозных дисков составляет порядка 60-80 тысяч километров пробега, после чего их рекомендуется заменить вне зависимости от текущего состояния. Однако в условиях российских дорог, а также при интенсивной эксплуатации автомобиля (в том числе перегрузах), данный показатель смело можно делить пополам.
Вот основные признаки, свидетельствующие о необходимости срочно проверить тормозные диски:
- Сильный провал педали при торможении. Каждый водитель знает, как ведет себя педаль тормоза на его автомобиле. Изменения в его поведении – верный признак неисправности одного из элементов тормозной системы.
- Вибрация, рывки в процессе торможения. Это может свидетельствовать о неравномерном износе тормозного диска.
- Биение руля. Нехарактерный признак, который может говорить о неисправности тормозных дисков.
- Свист при торможении. Многие водители долго игнорируют его, чего делать категорически нельзя.
При появлении хоть малейшего намека на проблемы в тормозной системе нужно незамедлительно обратиться в сервисный центр для прохождения внепланового ТО и диагностики узла.
Допустимый износ тормозных дисков
Этот показатель можно без труда проверить самостоятельно. Следить за ним необходимо – при эксплуатации чрезмерно изношенных дисков есть вероятность возникновения внештатной ситуации на дороге.
Допустимый износ дисков прописывается производителем автомобильной детали индивидуально. Усредненного параметра не существует – нужно внимательно изучать саму деталь, чтобы найти на ней нужную информацию. Возможный износ зависит от типа запчасти, а также ТС, на который планируется установка.
Сегодня существует два метода маркировки тормозных дисков:
- Посредством надписи на ободке. Прямо на внешней стороне диска указывается, какой допустимый износ – например, MIN 4 мм. Это значит, что при исходной толщине в 25 мм допускается истирание детали не более, чем на 2 мм с каждой из сторон. Превышение данного показателя является критичным и может стать причиной ДТП.
- Посредством нанесения специальной выемки на внутренней части диска. Такой способ более практичный и не требует постоянного визуального контроля детали. Как только износ увеличится до критичных показателей, водитель это почувствует – машина начинает тормозить рывками.
Если же речь идет о барабанных тормозных дисках, то их диаметр увеличивается по мере износа, а не уменьшается. Здесь также необходимо следить, чтобы показатели находились в рекомендованных производителем пределах, иначе деталь попросту не будет выполнять свои изначальные функции.
Как проверить
Для проведения проверки необходимо демонтировать колесо. А если речь идет о диагностике задних барабанов, то придется практически полностью разбирать тормозную систему.
Первым делом вам необходимо отыскать в технической документации детали или на самом диске предельно допустимые показатели износа. Имейте в виду – запчасть крайне редко изнашивается равномерно. Поэтому указанную цифру износа делите пополам: если с одной из сторон диск уже настолько износился, он нуждается в замене.
Процедура предельно проста. Размещаете диск в вертикальной плоскости и меряете его с помощью штангенциркуля или микрометра. Последний предпочтительней – он позволяет измерить толщину детали с точностью до сотых.
Также определить состояние тормозного диска можно визуально. Если он ровный, без видимых дефектов, на нем присутствуют мелкие равномерные канавки, то деталь еще исправна и можно продолжать ее эксплуатацию. Обычно изношенный диск видно сразу – канавки на нем глубокие, неравномерные, присутствуют потемнения, коррозия и другие изменения.
Менять изношенные тормозные диски нужно строго вместе с колодками – вне зависимости от того, в каком состоянии вторые. Замена по отдельности не проводится! И это лишь один из множества нюансов, о которых нужно знать при работе с тормозной системой автомобиля. Лучше доверить ремонт важного узла специалистам – они проведут все необходимые процедуры в соответствии с техническим регламентом и подберут наиболее подходящие конкретно вашей машине тормозные диски.