Принцип работы пружин и амортизаторов
Амортизатор и пружина – это неразрывная пара, которая работает в системе сообща. Их работа необходима для осуществления плавного хода машины. Когда обе детали функционируют нормально, машина управляется гораздо легче и комфортное.
Пружина – это небольшая упругая деталь, которая значительно смягчает автомобиль от толчков и ударов. Очень полезная деталь в условиях неровных дорог или бездорожья. После того как колесо встретится с объемным препятствием, оно оторвется от земли и потеряет стабильности в управлении. Пружина начнет свою работу в более интенсивном режиме и начнет возвращать съехавшее колесо на место.
В условиях, когда колесо потеряло стабильность на высокой скорости, вернуть все на прежние места может быть достаточно сложно. В таком случае на помощь приходит амортизатор – он гасит нестабильные колебания, путем преобразования энергии от колебаний в тепло колебаний стоек, кузова и подвески.
И если с механизмом пружины все предельно понятно, то амортизатор является более сложным устройством. Внутри него встречаются следующие детали:
- Цилиндр;
- Поршень;
- Устройство для преобразования и перехода жидкости.
Стабильным амортизатором принято считать тот, который преобразует и поглощает до 80% тепла после совершения удара.
Как и любое сложное устройство, амортизатор может нуждаться в постепенной замене. Как только устройство перестанет производить стабильную мощность, его следует проверить и заменить по необходимости.
Надо ли менять пружины одновременно с амортизаторами?
Стоит ли производить комплексную замену узла – вопрос индивидуальный. Нам уже известно, что подвеска показывает стабильные результаты работы только при полной взаимосвязи пружин и амортизаторов:
- Пружины удерживают массу автомобиля;
- Движение пружин регулируется при помощи амортизаторов.
Соответственно, если одна часть неисправна, то ее работа перекладывается на другую часть системы. Перегруженный амортизатор гораздо быстрее изнашивается, если пружина проседает в процессе эксплуатации. Если из строя вышел амортизатор, пружина не сможет нормально регулировать движение авто, и машина будет «покачиваться».
Если с неисправностью амортизатора все понятно, то износ пружин может происходить по самым разным причинам:
- Износ по естественным причинам – прошел срок службы, металл пришел в негодность с течением времени;
- Повреждение пружины – ее сжатие, трение, попадание мелких или крупных камней и пр.;
- Перегрузка подвески, превышение пределов скорости на неровных участках дороги;
- Повышенная коррозия.
Далее от состояния пружины будет зависеть степень удерживания автомобиля на дороге, и негативное влияние устройства на наконечники и амортизаторы, и на тормозную систему в целом – изношенные пружины не смогут преодолеть достаточный порог силы при торможении машины.
При проведении ремонта можно предположить, что для дальнейшего взаимодействия пружин и амортизатора необходимо производить комплексную замену. Также стоит учитывать и тот факт, что комплексная замена достаточно затратная и не всегда целесообразная. Некоторые характеристики пружин попросту невозможно проанализировать, например, качественная степень износа металла. В этом случае неизвестно, нуждается ли пружина в замене вместе с амортизатором.
Установка нового амортизатора вместе со старыми пружинами – это практически половины ремонта подвески целиком. При этом в таком ремонте не будет практического смысла – старые пружины остаются неисправными.
Если же заменить пружины и амортизатор в комплексе, подвеска восстановит или практически восстановит свои заводские характеристики. В данном случае автовладелец сэкономит свои собственные средства за счет проведения комплексного ремонта.
Пружины подлежат обязательной замене в следующих случаях:
- Поломка нижнего или верхнего витка пружины;
- Признаки явного внешнего повреждения или коррозии;
- Снижение уровня высоты автомобиля. Для этого необходимо свериться с техническим описанием и сравнить предельное расстояние, согласно инструкции;
- Скошенный горизонт автомобиля, например, когда передняя часть выше задней;
- Пружина также подлежит замене, если она идет в комплекте со специальной подвеской.
Допускается замена пружин при каждой второй замене амортизаторов. Для автовладельцев, которые обычно совершают поездки в одиночестве, допускается перемена пружин местами – правая на левую и наоборот. Обычно водительская сторона нагружена чаще, чем та, на которой нет пассажиров.