Конструкция сцепления транспортного средства
Если рассматривать в упрощённом виде, то механизм сцепления автомобиля включает в себя:
- выжимной подшипник и нажимной диск, выполняющие выключение сцепления, то есть приостановление процесса передачи крутящего момента от ДВС при нажатии педали;
- ведомый диск, который передаёт крутящий момент от мотора к КПП (изготавливается из фрикционного композитного материала, характеризующегося высокой устойчивостью к трению);
- привод (гидравлический либо механический), идущий от педали сцепления к самому механизму и дающий возможность автомобилисту управлять сцеплением.
Исходя из типа трения, сцепление подразделяют на сухое или влажное. В первом варианте в роли рабочей среды выступает воздух, а во втором - масляная ванна. Конструкция автоматических КПП существенно отличается от механических, а потому передача крутящего момента в них происходит иными способами.
Основные причины неисправности сцепления машины
Можно выделить три основных механизма системы сцепления, возникновение проблем в которых может вызвать сбои в функционировании транспортного средства:
1.Привод сцепления
Неполадки в приводе сцепления могут быть различными исходя из его вида. Так, к возможным неполадкам механического привода можно отнести повреждение приводной рычажной системы, а также деформацию, заедание или обрыв приводного троса. Что касается гидравлического привода, то неприятности могут проявить себя вследствие его засорения, разгерметизации системы, а также ввиду неисправности рабочего цилиндра.
2.Выжимной подшипник и нажимной диск
В этом случае проблемы могут возникнуть из-за:
- физического износа или механической деформации подшипника;
- повреждения диафрагменной пружины диска;
- внезапного изменения формы нажимного диска под нагрузкой;
- рывков при работе сцепления.
3.Ведомый диск
Проблемы с данным механизмом на автомобиле могут возникнуть вследствие:
- естественного износа, повреждения либо замасливания фрикционных накладок;
- заклинивания ступицы диска на шлицах вала КПП;
- износа или выхода из строя демпферных пружин.
Таким образом, причины неисправности системы сцепления могут быть абсолютно разными. Зачастую самостоятельно выявить истинную причину неполадки бывает достаточно сложно, поэтому лучше всего обращаться за помощью к квалифицированным специалистам сервисных центров.
Признаки неисправности системы сцепления
Выявить наличие неисправности в системе сцепления автомобиля можно по следующим характерным признакам:
- неполное выключение сцепления (при этом также испытываются трудности в переключении между передачами, слышны скрежет, треск и прочие посторонние шумы);
- неполное включение сцепления (то есть пробуксовка), сопровождаемое неприятным запахом гари;
- возникновение рывков при включении сцепления (в том числе при трогании машины со своего места и переключении скоростей);
- возникновение вибраций в момент включения сцепления;
- посторонний шум (сильный гул и визг) при включении сцепления;
- заедание педали сцепления;
- утечка жидкости (возможна только при гидравлическом типе сцепления);
- большой рабочий ход педали сцепления (в частности, автомобиль начинает трогаться со своего места лишь тогда, когда педаль почти до конца опущена к полу);
- после нажатия на педаль сцепления она не возвращается в изначальное положение (то есть остаётся в полу).
Все вышеназванные признаки так или иначе свидетельствуют о наличии проблем в системе сцепления транспортного средства. Поэтому при обнаружении хотя бы одного из этих симптомов следует как можно быстрее обратиться в автосервис для диагностики причины неполадки либо же самостоятельно попытаться исправить возникшую проблему (но только при условии наличия соответствующих навыков и знаний).