Давайте разберемся, что такое техническое обслуживание автомобиля, какие виды процедуры бывают, какая документация заполняется по результатам проведения.
Виды и периодичность ТО
Детали любой машины в процессе работы подвержены износу – как грузовых автомобилей Скания, так и легковых Мазда и др. Физические законы действуют на все объекты одинаково. Некоторые детали теряют свои свойства, даже когда машина не эксплуатируются вовсе. То же касается и технических жидкостей – они стареют и нуждаются в замене.
В России принята система, согласно которой ремонт автомобилей осуществляется по мере необходимости, а техническое обслуживание – по плану. И его необходимо придерживаться, даже если вы не видите проблем в работе транспортного средства.
Рассмотрим существующие виды планового технического обслуживания автомобилей.
Контрольный осмотр
Подразумевает первичный осмотр транспортного средства после приобретения. Включает:
- тщательный осмотр авто, места его стоянки на предмет наличия подтеков масла, топлива и других автомобильных жидкостей;
- проверка количества жидкостей – моторного масла, охлаждающей смеси, жидкости гидроусилителя руля, омывателя стекол и др.;
- проверка соответствия топлива в баке показателям приборной панели;
- проверка исправности звукового сигнала;
- замер люфта руля;
- оценка состояния подвески путем нажатия на багажник и капот, последующего резкого отпускания;
- осмотр шин – проверка давления, состояния протектора;
- оценка сцепления, работы тормозов, коробки передач во время движения;
- проверка стеклоочистителей, омывателей;
- проверка наличия аптечки, огнетушителя, знака экстренной остановки.
Контрольный осмотр после первой поездки
Необходимо:
- устранить неполадки, обнаруженные в дороге;
- контролировать уровень жидкостей и масел;
- осмотреть колеса и шины.
Ежедневное обслуживание
Процедура необходима для того, чтобы сделать использование машины безопасным, своевременно заметить неисправности. Включает:
- контрольный осмотр;
- регулировочные работы;
- контроль уровня автомобильных жидкостей;
- поддержание чистоты ТС;
- смазка узлов трения;
- крепежные работы.
Техническое обслуживание 1
Периодичность его проведения регламентирована производителем транспортного средства. Однако при эксплуатации авто в сложных условиях проводить техническое обслуживание нужно чаще.
ТО-1 включает полный перечень обязательных ежедневных проверок, а также:
- проверку затяжки важных соединений;
- оценку работы руля, осмотр тормозных колодок, сальников, свечей зажигания;
- настройка частоты вращения коленвала;
- измерение параметров выхлопных газов.
Это перечень проверок при первичном ТО-1. Во все последующие разы технического обслуживания автомобиля также необходимо оценивать состояние аккумулятора, глушителя, подвески, регулировать свет фар, чистить воздушный фильтр.
Техническое обслуживание 2
Частота его проведения также установлена инструкцией по эксплуатации автомобиля. Основная задача процедуры – обнаружить, заменить изношенные детали, предупредить возникновение серьезных неисправностей.
ТО-2 нужно проходить обязательно каждые 10 тысяч километров пробега. Даже если вы ездите исключительно по качественным городским и загородным дорогам, бережно эксплуатируете автомобиль. Лучше предотвратить проблему, чем потом заниматься ее дорогостоящим решением!
Сезонное обслуживание
Подразумевает дополнительное техническое обслуживание дважды в год – перед наступлением холодов и в начале весны. Данный вид работ включает:
- замену моторного масла;
- смазывание узлов и деталей;
- промывку охлаждающей системы;
- очистку топливного бака;
- замену шин на соответствующие сезону;
- проверка работы системы отопления, предпускового подогрева топлива.
Когда речь идет об эксплуатации автомобиля в суровых климатических условиях, нужно также менять масло по сезону. Обычная универсальная жидкость, используемая в умеренном климате, при экстремально низких температурах по консистенции напоминает густой мед. В таких условиях автомобиль даже не заведется, не говоря о езде.
Дополнительные рекомендации
Экономить на техническом обслуживании автомобиля точно не стоит. Некоторые водители игнорируют периодическое ТО, аргументируя это тем, что машина и так работает исправно. Автовладельцы откладывают плановое обслуживание до последнего, пока в дороге не случается чрезвычайное происшествие. В итоге мнимая экономия на ТО, которое стоит совсем недорого, заканчивается космическими расходами на ремонт.
Кстати, когда речь идет о новом автомобиле из салона, каждое плановое ТО обязательно отмечается в соответствующем документе. Пропуск хоть одного посещения автосервиса в установленные сроки может стать формальным поводом для отказа от гарантийного ремонта, если в нем возникнет необходимость. Поэтому игнорировать ТО не стоит. Регулярное его прохождение – залог долгой и безотказной работы автомобиля.
Проводить ТО лучше в сертифицированных автосервисах, где есть необходимое оборудование, работают опытные мастера. По результатам процедуры заполняется контрольно-сопроводительная документация на ремонтируемую машину согласно действующим требованиям. Обращаясь к специалистам, вы будете уверены в исправности автомобиля и собственной безопасности!