Признаки неисправности рулевого управления
Проводить проверку рулевого управления необходимо каждые 80 тысяч километров пробега – такие цифры рекомендованы большинством производителей транспортных средств. Однако если вы активно эксплуатируете автомобиль, постоянно ездите по плохому дорожному полотну, любите экстремальную езду, то диагностика нужна чаще.
Также проверять рулевое управление необходимо после замены шин/колес. Кроме того, есть ряд специфических признаков, свидетельствующих о неисправности узла:
- Стук в передней части машины, который усиливается при выезде на бездорожье. Проблема указывает на поломку рулевых наконечников или тяг.
- Биение руля при езде по ровной дороге. Это может быть признаком некорректной балансировки колес или поломки рулевых наконечников/шаровых опор.
- Посторонний шум во время поворота руля. Свидетельствует либо о недостаточном количестве жидкости ГУР, либо о неисправности гидроусилителя.
- При езде по прямой с отпущенным рулем автомобиль уводит в сторону. Это признак неотрегулированного развал-схождения.
- Для поворота руля требуется прилагать больше усилий, чем обычно. Это говорит о неисправности ГУР.
- Поворот руля осуществляется рывками. Скорей всего, дело в ослаблении приводного ремня или выработке ресурса жидкости гидроусилителя.
Основные этапы проверки
Проверка рулевого управления на всех машинах осуществляется по аналогичному принципу. Диагностика автомобиля КАМаЗ-4310, микроавтобусов, внедорожников и легковых ТС проводится одинаково. Она включает несколько основных этапов: оценку состояния узла в движении и визуально. Рассмотрим подробно каждый из них.
В движении
В первую очередь оцените состояние автомобиля на слух. Прокатитесь по ровной дороге, предварительно плотно закрыв окна и выключив музыку. Внимательно прислушивайтесь ко всем посторонним звукам, которые издает автомобиль. О неисправности рулевого управления свидетельствуют такие шумы:
- стук рейки;
- шум при повороте колес;
- шум в гидроусилителе руля.
Если на ровной дороге все тихо, попробуйте поездить по препятствиям – лежачим полицейским, бездорожью. Отлично, если и в таких условиях никаких посторонних шумов не обнаружится.
Вот еще несколько проблем с рулевым управлением, которые можно заметить на ходу:
- руль крутится слишком туго/легко;
- руль заедает;
- рулевое колесо вибрирует.
Отдельно стоит отметить принцип работы гидроусилителя. Чем выше скорость автомобиля, оснащенного ГУР, тем легче крутится руль. Соответственно, на низких скоростях для поворота рулевого колеса потребуется больше усилий. Обязательно учитывайте данный нюанс при проверке.
Визуальная оценка
Даже если во время движения вы не обнаружили никаких подозрительных признаков неисправности рулевого управления, лучше все же заглянуть под машину, чтобы убедиться в удовлетворительном состоянии всех элементов системы.
Чтобы провести проверку, понадобится домкрат, яма или подъемник. Оказавшись под днищем машину, смотрите на такие нюансы:
- нет ли масляных пятен на рулевой рейке или насосе гидроусилителя – при наличии таковых можно смело говорить о разгерметизации системы;
- есть ли зазоры в шарнирах рулевых тяг – если таковые обнаружатся, значит крепления механизма ослаблены, что может в любой момент обернуться внештатной ситуацией на дороге;
- насколько крепко и туго затянуты гайки на шарнирах – на всякий случай их стоит подтянуть, чтобы перестраховаться;
- нет ли механических повреждений на элементах рулевого управления – если дефекты имеются, необходимо менять неисправные детали.
Отдельно отметим важность проверки рулевых наконечников. Это один из ключевых элементов узла, поэтому ему нужно уделить особое внимание. Вот основные неисправности, свидетельствующие о необходимости ремонта или замены рулевого наконечника:
- разорванный резиновый пыльник;
- деталь влажная – под ней может не быть никакой лужи, однако даже «запотевание» наконечника свидетельствует о разгерметизации системы;
- цвет наконечника слишком темный, неестественный, со следами гари – это свидетельствует о перегреве и постоянной перегрузке узла;
- на детали есть серьезные дефекты – вмятины, глубокие царапины.
Важно понимать, что самостоятельная проверка рулевого управления не избавляет от необходимости регулярно проходить ТО в сервисном центре. Тем более, при диагностике своими руками есть вероятность пропустить некоторые нюансы, которые мастер обязательно заметит.
Автоэксперты рекомендуют строго следовать регламентам профилактики и технического осмотра, указанным в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Доверяйте автомобиль профессионалам, использующим в работе современное диагностическое оборудование, электронные стенды и специальные инструменты. То же касается и ремонта – не стоит самостоятельно вмешиваться в систему рулевого управления машины. При наличии малейших подозрений на наличие неполадок в механизме сразу же обращайтесь в сервисный центр.